Воспитатель дошкольного образования Шеленок Светлана Викторовна приняла участие в областном конкурсе "Цифровые образовательные ресурсы в ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста" в номинации "Обучающий видеоролик"
Дети -- творцы, дети -- изобретатели. Их ум еще не сдерживают рамки и ограничения в процессе познания мира. Детям свойственно фантазировать, придумывать новое, использовать уже известные предметы в новом для них качестве (замещать). Дети очень любят творить, создавать что-то своими руками. Поэтому их привлекают игры с конструкторами, особенно конструктором "Лего", где огромное количество элементов и деталей, позволяющих создавать не только предметы, но и целые ансамбли. Только посмотрите, с каким воодушевлением, интересом дети играют и одновременно создают новое.
28 февраля в учреждении в рамках реализации Республиканского проекта "Дошкольное лесничество" прошло развлечение "Праздник леса", направленное на раннюю профориентацию детей дошкольного возраста. В развлечении приняли участие работники ГЛХУ "Толочинский лесхоз": инженер по охране и защите леса Семененя С.А. и инженер-лесопатолог Климашенок Н.И. Ребята читали стихи, отвечали на вопросы, повторили правила поведения в лесу, играли, танцевали, играли на детских музыкальных инструментах. Но самым интересным было выступление настоящих работников лесного хозяйства, которые рассказали ребятам о работе лесников и егерей, продемонстрировали фотографии их трудовой деятельности, пригласили после школы приходить к ним работать. В конце Сергей Александрович и Надежда Ивановна подарили ребятам подарки.
Мероприятие освещалось в районной газете "Наша Талачыншчына".
https://cloud.mail.ru/public/iDCV/EHZzPDoNj
Занятие в средней группе по ознакомлению с трудом взрослых
Таутова Наталья Александровна,
воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории
Тема занятия: «Интервью о работе помощника воспитателя»
Образовательная область: Развитие речи и культура речевого общения
Тип занятия: закрепление полученных знаний
Программные задачи:
- Продолжать формировать у детей умение составлять короткий повествовательный рассказ о профессии помощника воспитателя по графической схеме;
- формировать умение детей подбирать слова, определяющие действия помощника воспитателя;
- упражнять детей в четком и правильном произнесении звука [С], с разной силой голоса;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Методы и приемы: беседа, вопросы, сюрпризный момент, анализ собственной деятельности.
Оборудование: микрофон, картинки с приметами для уборки, мнемодорожка рассказа.
Источники планирования:
Учебная программа дошкольного образования / Министертво образования Республики Беларусь.— Минск : Нац. ин-т образования; 2023. — 380 с.
Ход занятия:
1.Организационный момент (звенит колокольчик).
Воспитатель:
--Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, я буду брать у вас интервью о нашем помощнике воспитателя.
--Как зовут помощника воспитателя?
--Что она делает?
--Для чего она выполняет эту работу?
2.Д/и «Составь предложение».
--Рассмотрите картинки с предметами для уборки и составьте предложения с этими словами (ёршик для чистки туалета; тряпочка для протирания пыли; губка для мытья посуды; посуда для сервировки; пылесос для уборки помещения; швабра с ведром для мытья пола).
--Все эти предметы для чего? (обобщение -- для уборки)
3.Упражнение «Песенка водички».
--Чтобы уборка была эффективна, помощник воспитателя использует воду. Вода поёт песню [cccccc]. Когда кран включают, вода течёт тихо, и песня тихая; кран открывают больше- песня громче; кран открыли полностью- песня звучит громко. Когда воду выключают- вода журчит всё тише и тише. Включайте (выключаем) воду и вместе пойте её песню.
Повторяем 2-3 раза
4.Физкультминутка.
Начинаем мы уборку С Машей с самого утра. Я с окна стираю шторку, Пол сестричка подмела. Вместе книжки разбираем, Расставляем по местам. Перемыла я посуду И цветочки полила. Маша, пыль стерев повсюду, Все игрушки убрала. |
Дети имитируют движения |
5.Составление рассказа по графической схеме о профессии помощника воспитателя.
--Предлагаю вам составить рассказ о нашем помощнике воспитателя, а помогут нам картинки.
--Кто это? (Ольга Александровна- помощник воспитателя)
--Что она делает? (Она помогает нашему воспитателю Наталье Александровне)
--Что Ольга Александровна делает в группе? (протирает пыль, моет пол, кормит и т.д., чтобы в группе было чисто, детям уютно)
--Что можем сказать об О.А.? (её труд важен, мы её любим, уважаем её труд)
Воспитатель выставляет картинки после каждого предложения, собирая мнемодорожку, составляет рассказ.
Воспитатель: --Послушайте какой у меня получился рассказ:
--Ольга Александровна- помощник воспитателя. Она помогает нашему воспитателю Наталье Александровне. О.А. протирает пыль, моет пол, кормит и т.д., чтобы в группе было чисто, детям уютно. Её труд важен, мы её любим, уважаем её труд.
--А теперь я предлагаю вам составить рассказ.
Повторяем 2-3 раза.
6.Итог.
--Что мы сегодня делали? (составляли рассказ)
--О ком? Кто она?
--Что сложного было на занятии? Что понравилось?
--Что вы расскажете маме?
--Чем вы можете помочь дома маме?
--А сейчас я предлагаю вам помочь Ольге Александровне.
Экскурсии как одна их эффективных форм
ознакомления дошкольников
с миром профессий
Выступление из опыта работы, воспитатель Сычева Т.А.
Знакомство дошкольников с миром профессий является важным этапом в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей и накопление представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Передача социокультурного опыта из поколения в поколение осуществлялось в том числе и через традицию ознакомления и приобщения подрастающего поколения с ремеслом, которым владели предки.
Одни виды деятельности отходят на второй план, другие становятся востребованы, что определяется запросами общества. Таким образом, вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями всегда будут актуальны и своевременны. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями является одной из важных задач социализации ребенка. К сожалению, современные родители, погрузившись в работу, мало что рассказывают о ней детям (в основном, это сетования на усталость и недостаточное вознаграждение). Порой дети не могут объяснить, что означают такие рабочие профессии, как: токарь, слесарь, электрик, инженер, не совсем полно понимают, чем занимаются водители, продавцы, медики, педагоги, бухгалтера. Что уж говорить о современных профессиях, таких как: менеджер, мерчандайзер, маркетолог, промоутер, байер и т.д.
Но мы хотели бы обратить внимание подрастающих граждан страны на профессии, без которых невозможно нормальное функционирование любого государства.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий будет эффективным, если в процессе обучения и воспитания будут использоваться разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий.
Наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, чтобы дошкольники ясно воспринимали полученную информацию, необходимы объяснения взрослых (педагогов, родителей). В процессе бесед и занятий с детьми уточняется, дополняется, закрепляется информация, полученная воспитанниками в ходе наблюдений. Наблюдения и экскурсии организовываются исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольного образовательного учреждения.
Особое внимание уделяем тем профессиям, которые чаще всего встречаются в жизни ребенка, являются жизненно важными, понятными и доступными для дошкольников. Конечно же, это сотрудники дошкольной организации: педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель), повар, помощник воспитателя, медсестра, уборщик, водитель, электрик, плотник, дворник.
Нашими педагогами были организованы и проведены экскурсии в детскую и центральную библиотеку; в среднюю школу №1 и №2, на почту, школу искусств, дом ремесел, в музей, ДК. На базе данных учреждений дети знакомились с профессиями библиотекарь, учитель, почтальон, ремесленник, экскурсовод. Занимательная экскурсия с детьми в Дом ремесел дала возможность ребятам познакомиться с разными ремеслами и процессом изготовления кукол, поясов, вышивок, изделий из глины, соломы, дерева. Посетив ДК, увидев интереснейших творческих людей, дети познакомились с профессиями, связанными с миром театра: актер, костюмер. А во время посещения «Детской школы искусств» ребята познакомились с профессиями мира музыки: преподаватель музыки, концертмейстер, музыкант, дирижер.
У детей дошкольного возраста преобладают зрительное мышление и память, и во время экскурсии они могут визуально познакомиться с различными видами деятельности, некоторыми видами оборудования, воочию увидеть, как работают люди. Экскурсии выполняют следующие функции: реализация принципа наглядного обучения; закрепление полученных представлений с реальной жизнью; ознакомление дошкольников с доступными видами производства; закрепляются навыки общения со взрослыми людьми; закладываются основы профориентации.
Во время экскурсии дети получают возможность наблюдать за различными способами выполнения профессиональных действий человека определенной профессии. Демонстрируя трудовые действия, взрослый комментирует каждую операцию и даёт детям возможность задавать вопросы. Во время экскурсии педагог дополняет полученную информацию, рассказывает о качествах, которыми должны обладать представители этих профессий, используя развлекательный материал, стихи, загадки, пословицы.
Следуя по экскурсионному маршруту, дети обращают внимание на ежедневный труд различных служб города: замена освещения, ремонт дорог, ремонт светофора, установка городской елки, закрытие и открытие фонтана, уборка улиц и парка, разгрузка товаров и др. На труд этих людей воспитатель обязательно обращает внимание, указывает на значимость труда для всех жителей города.
Вернувшись в группу с детьми, обязательно обсуждается увиденное. При этом учитывается, что дети находятся под впечатлением, нужно дать им время «успокоиться». Тем временем ребенок готов «поместить» полученные знания на свои места и дать ответы на вопросы, заданные педагогом. Процесс рефлексии – один из интересных и захватывающих этапов в подведении итогов экскурсии.
Представления о профессиональных занятиях людей разных профессий, полученные во время экскурсий, благоприятно влияют на развитие ролевого поведения в сюжетных играх у детей. Именно в ролевых играх фиксируются знания о профессиях, полученные дошкольниками, корректируется информация о виде деятельности и взаимосвязи профессий.
В рамках экскурсионной работы, стараемся реализовать такие формы, как: фоторепортажи и видеоролики. Созданные видеоролики и фоторепортажи с места совместных прогулок дают возможность расширять представления детей о разнообразии социального мира и воздействии деятельности взрослых на окружающий мир.
Можно с уверенностью утверждать, что экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе. Конечно, наши воспитанники выберут профессии в соответствии с собственными желаниями, возможностями, пожеланиями родных, требованиями времени, но уважение к человеку труда останется, и пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» не будет пустым звуком. Труд будет не обязанностью, а реализацией лучших качеств и способностей человека на благо общества.
Презентация «Трудовая деятельность»
https://cloud.mail.ru/public/Sh2C/i6kru2Uwm
Маршрут выходного дня «Путешествие в лесной питомник»